Программа дополнительного образования социально-коммуникативного развития «Дружная планета» для детей 5-7 лет на 2022-2023 учебный год

 .

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов, преодоление двигательного автоматизма;
  • обучение навыкам саморасслабления;
  • освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; 
  • формирование чувства самоценности и ценности другого человека;
  • развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
  • формировать умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
  • повышение самооценки и уверенности детей в себе;
  • развитие произвольности и самоконтроля.

В основу построения системы занятий положены следующие принципы:

  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников программы;
  • принцип преемственности, последовательности и системности;
  • принцип научности и гуманистической направленности;
  • ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье

Условия проведения занятий: 

  • Каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
  • Отношение к детям, к их потребностям – уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием. 
  • Недопустимы менторская позиция, упрёки и порицание за неуспех.
  • Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
  • В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
  • Ценится постепенность коррекционно-развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить.
  • У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать своё «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
  • Начало и конец занятия носят ритуальный характер, что позволяет сохранить у детей ощущение целостности и завершенности.

Занятия проводятся педагогом-психологом 1-2 раза в неделю в музыкальном (физкультурном) зале. Проходят они в игровой форме, не утомляя детей, что снижает нервное напряжение. Для получения наилучшего результата и закрепления полученных навыков, воспитателям рекомендуется ежедневно использовать в своей работе игры, которые наиболее понравились детям.

Каждое занятие содержит вводную, основную и заключительную части. Упражнения вводной части направлены на создание у детей положительного эмоционального фона, сплочение группы. Основная часть состоит из игр и этюдов, направленных на развитие коммуникативных навыков, внимания, воображения; повышение самооценки. Включение релаксационных упражнений способствует снятию у детей мышечного напряжения. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребёнка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

При составлении программы были использованы методы и приемы коррекции:

  • Игровая терапия
  • Психогимнастика
  • Релаксация
  • Телесная терапия
  • Музыкотерапия
  • Танцевальная терапия

Коррекционная группа формируется из числа детей, у которых по результатам первичной диагностики были выявлены проблемы в развитии эмоциональноличностной сферы: высокий уровень тревожности, количество страхов, превышающее возрастную норму, низкая самооценка. Оптимальный численный состав группы 8-12 человек.

Программа состоит из 16 занятий, которые проводятся с периодичностью 1-2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 25-30 минут.

Эффективность программы оценивается по результатам повторной диагностики, которая проводится по завершении цикла коррекционно-развивающих занятий.

Критерии эффективности программы:

  • Снижение тревожности
  • Повышение уверенности в себе
  • Формирование адекватной самооценки
  • Улучшение взаимоотношений в системе «ребёнок – ребёнок», «ребёнок - взрослый»

Программа занятий

Тематический план

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Цели и задачи

Занятие № 1

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Упражнение «Моё имя»

  4. Упражнение «Встаньте все те, кто …»

  5. Игра «Запрещенное движение»

  6. Упражнение «Комплимент»

  7. Пальчиковая гимнастика

  8. Релаксация «Отдых на море»

  9. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

  10. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • формирование адекватной самооценки;

  • развитие координации движений, внимания, воображения, восприятия.

  • преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.

Занятие № 2

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Упражнение «Давайте поздороваемся»

  4. Упражнение «За что можно хвалить»

  5. Упражнение «Закончи предложение»

  6. Пальчиковая гимнастика

  7. Релаксация «Волшебный сон»

  8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

  9. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • формирование адекватной самооценки;

  • развитие координации движений, внимания, воображения, восприятия.

  • преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.

Занятие № 3

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Упражнение-разогрев «Дождик»

  4. Игра «Весёлый рюкзак»

  5. Упражнение «Тропинка»

  6. Игра «Изобрази явление»

  7. Этюд «Осенние листочки»

  8. Игра «Передай движение»

  9. Упражнение «Шум растет»

  10. Аутотренинг «Прогулка в лес»

  11. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

  12. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • повышение самооценки и уверенности детей в себе;

  • обучение приемам релаксации, снижение мышечного и эмоционального напряжения;

  • развитие произвольности и самоконтроля;

  • формирование навыков позитивного межличностного общения, развитие групповой сплоченности;

  • развитие эмоционально-выразительных движений;

  • развитие внимания и воображения.

Занятие № 4

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Упражнение «Моё имя и мой любимый персонаж

  4. Упражнение «Волшебная карета»

  5. Ролевая гимнастика

  6. Упражнение «Жираф, слон, крокодил»

  7. Игра «Руки – звери»

  8. Упражнение «Кто на свете всех милее»

  9. Рисунок в «зеркале»

  10. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

  11. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • повышение уровня самооценки;

  • развитие произвольной саморегуляции

двигательной активности;

  • психоэмоциональное раскрепощение;

  • развитие навыков эффективного взаимодействия и уверенного поведения.

Занятие № 5

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Упражнение «Узнай по голосу»

  4. Упражнение «Как общаться с королем»

  5. Упражнение «Говорящие ботинки»

  6. Упражнение «Ха-ха-ха!»

  7. Упражнение «Царевна Несмеяна»

  8. Релаксация «Туман»

  9. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

  10. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • повышение уровня самооценки;

  • развитие произвольной саморегуляции, двигательной активности;

  • психоэмоциональное раскрепощение;

  • развитие навыков эффективного взаимодействия и уверенного поведения;

  • обучение приемам релаксации, снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Занятие № 6

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Упражнение «Хлопки»

  4. Упражнение «Передай снежок»

  5. Этюд «Игра в снежки»

  6. Игра «Снежинки»

  7. Этюд «Снеговик»

  8. Этюд «Сосулька»

  9. Упражнение «Снежинка»

  10. Аутотренинг «Снежинки»

  11. Упражнение «Аплодисменты по

кругу»

  1. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • повышение самооценки и уверенности детей в себе;

  • обучение приемам релаксации, снижение мышечного и эмоционального напряжения;

  • развитие произвольности и самоконтроля;

  • формирование навыков позитивного межличностного общения, развитие групповой сплоченности;

  • развитие эмоционально-выразительных движений;

  • развитие внимания и воображения.

Занятие № 7

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Упражнение «Подарок под ёлкой»

  4. Игра «Снежки»

Упражнение «Больше всего я хочу научиться…»

6. Этюд «Перетягивание каната»

  1. Игра «Зайки и слоники»

  2. Упражнение «Аплодисменты по

кругу»

  1. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • снизить эмоциональное напряжение;

  • создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

  • уменьшить тревожность;

  • развивать уверенность в себе;

  • развивать эмпатию

Занятие № 8

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Игра «Дружба начинается с улыбки»

  4. Игра «Паровозик»

  5. Игра «Клеевой дождик»

  6. Упражнение «Солнце в ладошке»

  7. Упражнение «Шалтай – Болтай»

  8. Упражнение «Аплодисменты по

кругу»

  1. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • снизить эмоциональное напряжение;

  • создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

  • уменьшить тревожность;

  • развивать уверенность в себе;

  • развивать эмпатию.

Занятие № 9

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Игра «Дружба начинается с улыбки»

  4. Игра «Кто в теремочке живет?»

  5. Игра «Комплименты»

  6. Упр. «Повторяем стихотворение»

  7. Игра «Тропинка»

  8. Упражнение «Винт»

  9. Упражнение «Аплодисменты по

кругу»

  1. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • снизить эмоциональное напряжение;

  • создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

  • уменьшить тревожность;

  • развивать уверенность в себе;

  • развивать эмпатию.

Занятие № 10

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Упражнение «Солнечный луч»

  4. Игра «Я могу»

  5. Этюд «Согласованные действия»

  6. Игра «Волшебный стул»

  7. Релаксация «Водопад»

  8. Упражнение «Аплодисменты по

кругу»

  1. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • способствовать развитию положительной самооценки;

  • развитие психомоторных функций;

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • развитие внимания, мелкой моторики, синхронизация работы полушарий;

  • развитие внимания к партнеру, умение видеть положительное в себе и других.

Занятие № 11

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Игра «Внимательные ушки»

  4. Игра «Солнечные зайчики»

  5. Игра «Привидения»

  6. Мини-этюд «Солнце»

  7. Игра «Нежность»

  8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

  9. Упражнение-прощание «Ладошки»

сплочение группы;

  • повышение самооценки;

  • развитие эмпатии, чувства сотрудничества и взаимопомощи, самоконтроля;

  • снижение психомышечного напряжения;

  • коррекция страхов.

Занятие № 12

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Игра «Путанка»

  4. Игра-беседа «Моё имя»

  5. Сказка про Боюську и игра в

«Магазин»

  1. Игра «День рождения»

  2. Мини-этюд «Цветок»

  3. Релаксация

  4. Упражнение «Аплодисменты по

кругу»

  1. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • формирование эмоционального принятия себя;

  • осознание своего имени;

  • повышение самооценки и уверенности в себе;

  • коррекция страхов;

  • развитие эмпатии;

  • снятие психоэмоционального напряжения.

Занятие № 13

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Упражнение «Посылай и воспринимай

уверенность»

  1. Упражнение «Катушка»

  2. Игра «Торт на праздник»

  3. Релаксация «Волшебный сон»

  4. Упражнение «Мои ощущения»

  5. Упражнение «Аплодисменты по

кругу»

  1. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • повышение самооценки и уверенности детей в себе;

  • снятие психоэмоционального напряжения;

  • развитие координации движений;

  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

  • удовлетворение потребности в признании;

  • развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;

  • развитие внимания и воображения.

Занятие № 14

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Упражнение «Коробка переживаний»

  4. Упражнение «Волшебное озеро»

  5. Упражнение «Объятия»

  6. Релаксация «Разговор с деревом»

  7. Упражнение «Мои ощущения»

  8. Упражнение «Аплодисменты по

кругу»

  1. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • повышение самооценки и уверенности детей в себе;

  • снятие психоэмоционального напряжения;

  • развитие координации движений;

  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

  • удовлетворение потребности в признании;

  • развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;

  • развитие внимания и воображения.

Занятие № 15

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

  1. Игра «Волны»

  2. Упражнение «Кораблик»

  3. Игра «Ах, какой я молодец!»

  4. Игра «Путешествие»

  5. Релаксация «Отдых на море»

  6. Упражнение «Аплодисменты по

кругу»

  1. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • развитие самосознания;

  • формирование адекватной самооценки;

  • развитие эмоционально-выразительных движений;

  • снижение психоэмоционального напряжения.

Занятие № 16

  1. Приветствие «Доброе тепло»

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика»

  3. Игра «Муравьи»

  4. Упражнение «Игра с шишками»

  5. Игра «Жмурки»

  6. Игра «Кто это?»

  7. Упражнение «Солнечный лучик»

  8. Упражнение «Аплодисменты по

кругу»

  1. Упражнение-прощание «Ладошки»

  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

  • снижение психоэмоционального напряжения;

  • развитие самосознания;

  • формирование адекватной самооценки;

  • развитие эмоционально-выразительных движений.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie