Программа дополнительного образования социально-коммуникативного развития «Дружная планета» для детей 5-7 лет на 2022-2023 учебный год
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
- снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов, преодоление двигательного автоматизма;
- обучение навыкам саморасслабления;
- освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим;
- формирование чувства самоценности и ценности другого человека;
- развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
- формировать умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- повышение самооценки и уверенности детей в себе;
- развитие произвольности и самоконтроля.
В основу построения системы занятий положены следующие принципы:
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников программы;
- принцип преемственности, последовательности и системности;
- принцип научности и гуманистической направленности;
- ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье
Условия проведения занятий:
- Каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
- Отношение к детям, к их потребностям – уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
- Недопустимы менторская позиция, упрёки и порицание за неуспех.
- Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
- В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
- Ценится постепенность коррекционно-развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить.
- У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать своё «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
- Начало и конец занятия носят ритуальный характер, что позволяет сохранить у детей ощущение целостности и завершенности.
Занятия проводятся педагогом-психологом 1-2 раза в неделю в музыкальном (физкультурном) зале. Проходят они в игровой форме, не утомляя детей, что снижает нервное напряжение. Для получения наилучшего результата и закрепления полученных навыков, воспитателям рекомендуется ежедневно использовать в своей работе игры, которые наиболее понравились детям.
Каждое занятие содержит вводную, основную и заключительную части. Упражнения вводной части направлены на создание у детей положительного эмоционального фона, сплочение группы. Основная часть состоит из игр и этюдов, направленных на развитие коммуникативных навыков, внимания, воображения; повышение самооценки. Включение релаксационных упражнений способствует снятию у детей мышечного напряжения. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребёнка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
При составлении программы были использованы методы и приемы коррекции:
- Игровая терапия
- Психогимнастика
- Релаксация
- Телесная терапия
- Музыкотерапия
- Танцевальная терапия
Коррекционная группа формируется из числа детей, у которых по результатам первичной диагностики были выявлены проблемы в развитии эмоциональноличностной сферы: высокий уровень тревожности, количество страхов, превышающее возрастную норму, низкая самооценка. Оптимальный численный состав группы 8-12 человек.
Программа состоит из 16 занятий, которые проводятся с периодичностью 1-2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 25-30 минут.
Эффективность программы оценивается по результатам повторной диагностики, которая проводится по завершении цикла коррекционно-развивающих занятий.
Критерии эффективности программы:
- Снижение тревожности
- Повышение уверенности в себе
- Формирование адекватной самооценки
- Улучшение взаимоотношений в системе «ребёнок – ребёнок», «ребёнок - взрослый»
Программа занятий
Тематический план
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание |
Цели и задачи |
Занятие № 1 |
|
|
|
Занятие № 2 |
|
|
|
Занятие № 3 |
|
|
|
Занятие № 4 |
|
|
двигательной активности;
|
Занятие № 5 |
|
|
|
Занятие № 6 |
|
кругу»
|
|
Занятие № 7 |
|
Упражнение «Больше всего я хочу научиться…» 6. Этюд «Перетягивание каната»
кругу»
|
|
Занятие № 8 |
|
кругу»
|
|
Занятие № 9 |
|
кругу»
|
|
Занятие № 10 |
|
кругу»
|
|
Занятие № 11 |
|
|
сплочение группы;
|
Занятие № 12 |
|
«Магазин»
кругу»
|
|
Занятие № 13 |
|
уверенность»
кругу»
|
|
Занятие № 14 |
|
кругу»
|
|
Занятие № 15 |
|
|
|
кругу»
|
|
Занятие № 16 |
|
кругу»
|
|
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»